Федеральный закон "О противодействии реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников"

07.10.2014

Проект N 504872-6

Внесен членами Совета Федерации

К.Э. Добрыниным, А.А. Клишасом,

В.А. Тюльпановым, Е.С. Строевым,

Г.А. Горбуновым, А.И. Александровым,

А.Н. Чилингаровым, Ю.С. Бирюковым,

М.Н. Пономаревым, Ю.В. Нееловым,

Б.С. Хасиковым, Н.Ф. Пожитковым,

Ж.Я. Ивановой, В.Ф. Едаловым,

В.А. Богдановым, Л.П. Кононовой,

А.Г. Варфоломеевым, В.Ф. Кулаковым,

О.Г. Каньковым, И.В. Фоминым,

С.Е. Щеблыгиным, И.М. Умахановым,

Е.В. Атановым, А.А. Чернышевым,

М.А. Афанасовым, Т.В. Заболотной

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РЕАБИЛИТАЦИИ НАЦИЗМА, ГЕРОИЗАЦИИ НАЦИСТСКИХ ПРЕСТУПНИКОВ И ИХ ПОСОБНИКОВ

Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются организационные и правовые основы противодействия реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников, устанавливается ответственность за их осуществление.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

нацизм - тоталитарная идеология (доктрина) и практика ее применения гитлеровской Германией, ее союзниками и сателлитами в период с 1933 по 1945 годы, связанная с тоталитарными террористическими методами власти, официальной градацией всех наций по степени полноценности, пропагандой превосходства одних наций над другими, сопровождавшаяся преступлениями против мира, военными преступлениями, преступлениями против человечности, геноцидом, признанными таковыми Международным военным трибуналом для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (далее - Международный военный трибунал);

нацистские преступники - руководители, организаторы, подстрекатели, пособники и исполнители военных преступлений и преступлений против мира и человечности, подлежавшие юрисдикции Международного военного трибунала;

нацистские пособники (пособники нацистских преступников) - исполнители преступных приказов нацистского режима, военного командования вермахта, военнослужащих СС, вспомогательной полиции, а также иные лица, умышленно способствовавшие исполнению преступных приказов нацистских преступников, подлежавшие юрисдикции национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанных на приговоре Международного военного трибунала;

реабилитация нацизма - действия, выражающиеся в следующем:

восстановление в правах нацистских преступников и их пособников;

публичное оправдание идеологии и практики нацизма, признание их правильными, нуждающимися в поддержке и подражании, а также публичное распространение идеологии нацизма;

публичное одобрение преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности, установленных приговором Международного военного трибунала, а также приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанных на приговоре Международного военного трибунала;

героизация нацистских преступников и их пособников - действия, выражающиеся в следующем:

присвоение государственных или общественных наград, установление иных государственных или общественных мер поощрения в отношении нацистских преступников и их пособников, в том числе присвоение их имен улицам и площадям, населенным пунктам и иным географическим объектам, предприятиям, учреждениям и организациям, единицам боевой техники, установление в их честь праздничных дат;

умышленное совершение публичных действий, преднамеренно прославляющих нацистских преступников и их пособников, а также совершенные ими преступления;

нацистские материалы - экстремистские материалы, призывающие к реабилитации и/или героизации нацизма либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, а также труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;

нацистские атрибутика и символика - знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующих атрибутики и символики, использовавшихся Национал-социалистской рабочей партией Германии и фашистской партией Италии, а именно: свастики, приветственных жестов и других отличительных знаков государственных, военных и иных структур, признанных преступными Международным военным трибуналом. В целях данного законопроекта к нацистским атрибутике и символике также относятся атрибутика и символика, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

антинацистская экспертиза - основанная на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом антинацистской экспертизы, проверка актов, решений, документов и других материалов органов государственной власти, органов местного самоуправления, а в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, юридических и физических лиц, на соответствие требованиям настоящего Федерального закона.

Статья 2. Основные принципы

Противодействие реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников основывается на следующих принципах:

1) соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;

2) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов юридических лиц;

3) обеспечение права на свободу мнения и его выражение;

4) законность;

5) гласность;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в целях недопущения действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников;

7) международная ответственность за совершение международных преступлений;

8) неотвратимость наказания за реабилитацию нацизма, героизацию нацистских преступников и их пособников.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действия настоящего Федерального закона не распространяется на научную, литературную, художественную и иную творческую деятельность, которая не преследует своей целью реабилитацию нацизма либо героизацию нацистских преступников и их пособников.

2. Допускается воспроизведение нацистских атрибутики и символики в рамках художественных или научных произведений, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события, а также отображающих культовые обряды, традиции с использованием знаков геральдической символики различных государств, когда соответствующая символика не может рассматриваться в качестве нацистской.

Статья 4. Основные направления противодействия реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников

1. Противодействие реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников обеспечивается по следующим основным направлениям:

1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников;

2) выявление, предупреждение и пресечение реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников в деятельности общественных и религиозных объединений, средств массовой информации, иных организаций, физических лиц.

2. В Российской Федерации запрещается:

1) распространение нацистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения;

2) пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;

3) создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или деятельность которых направлены на реабилитацию нацизма, героизацию нацистских преступников и их пособников;

4) использование средств массовой информации и/или сетей связи общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, для реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников;

5) использование в рекламе образов нацистских преступников и их пособников, а также нацистских атрибутики и символики и нацистских материалов;

6) осуществление иной деятельности, направленной на реабилитацию нацизма, героизацию нацистских преступников и их пособников.

3. В случае совершения действий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", иными федеральными законами.

Статья 5. Недопущение реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников при увековечении памяти погибших в годы Второй мировой войны

1. Ничто в настоящем Федеральном законе не должно рассматриваться как препятствие для надлежащего обустройства, содержания и ухода за воинскими захоронениями участников и жертв Второй мировой войны при условии, что установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших, не содержит признаков реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников.

2. Создание мемориальных музеев, установление на местах боевых действий памятных знаков, организация выставок, охранение и обустройство отдельных территорий, связанных с историческими событиями Великой Отечественной войны (Второй мировой войны), не должны быть направлены на формирование позитивного отношения к идеологии нацизма, героизацию нацистских преступников и их пособников.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере противодействия реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников

1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица участвуют в противодействии реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников в пределах своей компетенции.

2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников.

3. Профилактика реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников осуществляется путем применения следующих мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к нацизму, героизации нацистских преступников и их пособников;

2) проведение государственной и общественной антинацистских экспертиз;

3) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства о противодействии реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников;

4) содействие развитию музейной и образовательной деятельности, а также сохранению объектов культурного наследия, способствующих прославлению Победы народов Союза ССР в Великой Отечественной войне;

5) реализация иных мер, направленных на противодействие реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников.

Статья 7. Общественный контроль за соблюдением законодательства о противодействии реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников

1. Гражданам и организациям предоставляется право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона. Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность такого участия в порядке и в формах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения и иные некоммерческие организации имеют право:

1) запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации у органов государственной власти, органов местного самоуправления необходимую для осуществления общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

2) осуществлять мониторинг соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников и направлять материалы по его итогам в органы государственной власти, органы местного самоуправления;

3) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства о противодействии реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников и направлять их в органы государственной власти, органы местного самоуправления;

4) принимать участие в профилактике реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в сфере противодействия реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников;

6) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам по вопросам противодействия реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников;

7) посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления;

8) организовывать и проводить в установленном порядке общественную антинацистскую экспертизу;

9) рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной антинацистской экспертизы;

10) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

3. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в сфере противодействия реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации.

Статья 8. Государственная антинацистская экспертиза

1. Органы государственной власти, их должностные лица в соответствии со своей компетенцией осуществляют государственную антинацистскую экспертизу следующих объектов:

1) учредительных документов общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, средств массовой информации;

2) содержания основных образовательных программ, государственных стандартов в сфере образования.

2. Порядок проведения государственной антинацистской экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере противодействия реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников (далее - уполномоченный государственный орган).

3. Проведение государственной антинацистской экспертизы является обязательным.

4. К проведению государственной антинацистской экспертизы могут в установленном уполномоченным государственным органом порядке привлекаться представители общественных объединений и иных некоммерческих организаций, в том числе научных и образовательных учреждений.

Статья 9. Общественная антинацистская экспертиза

1. Общественная антинацистская экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экспертизы тех же объектов.

2. Общественная антинацистская экспертиза проводится в целях:

1) определения соответствия нормативных правовых актов и иных решений (проектов нормативных правовых актов и иных решений), принимаемых или утверждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, требованиям настоящего Федерального закона;

2) выявления признаков реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников в деятельности общественных и религиозных объединений, средств массовой информации, иных организаций, физических лиц;

3) повышения эффективности законодательства о противодействии реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников.

3. Общественная антинацистская экспертиза может проводиться субъектами общественной антинацистской экспертизы в отношении следующих объектов:

1) объектов, указанных в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона;

2) нормативных правовых актов и иных решений (проектов нормативных правовых актов и иных решений), принимаемых или утверждаемых органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления по вопросам увековечения памяти, присвоения специальных, воинских или почетных чинов (званий) или государственных наград, установления памятных дат, а также установления иных государственных мер поощрения участникам, ветеранам и жертвам Великой Отечественной войны (Второй мировой войны);

3) результатов научной, литературной и иной творческой деятельности;

4) материалов печатных и электронных средств массовой информации;

5) рекламы;

6) агитационных материалов;

7) решений о присвоении общественных наград и установления иных общественных мер поощрения участникам, ветеранам и жертвам Великой Отечественной войны (Второй мировой войны).


 

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.


 

6. Порядок проведения общественной антинацистской экспертизы определяется уполномоченным государственным органом.

Статья 10. Основные принципы проведения общественной антинацистской экспертизы

Проведение общественной антинацистской экспертизы основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность проведения и открытость результатов общественной антинацистской экспертизы;

4) добровольность осуществления общественной антинацистской экспертизы;

5) невмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в проведение общественной антинацистской экспертизы;

6) независимость экспертов;

7) объективность и достоверность экспертных заключений.

Статья 11. Субъекты общественной антинацистской экспертизы

1. Общественная антинацистская экспертиза может проводиться:

1) Общественной палатой Российской Федерации;

2) общественными палатами субъектов Российской Федерации;

3) общественными палатами (советами) муниципальных образований;

4) общественными советами при федеральных органах исполнительной власти, общественными советами при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

5) гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, наделенными статусом общественных экспертов в порядке, определенном уполномоченным государственным органом.

2. Субъекты общественной антинацистской экспертизы имеют право:

1) получать документацию, подлежащую антинацистской экспертизе, либо знакомиться лично или через своих представителей с рассматриваемыми объектами в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, участвовать лично или через своих представителей в заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления в целях обсуждения рассматриваемых объектов, за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия в связи с необходимостью обеспечения государственной тайны либо в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Заключение общественной антинацистской экспертизы

1. Заключение по результатам общественной антинацистской экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных решений, принимаемых или утверждаемых органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления, а также нормативных правовых актов и иных решений органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления должно содержать указание на положения данных проектов (решений), противоречащие настоящему Федеральному закону, либо на отсутствие противоречий и должно содержать рекомендации по устранению указанных противоречий.

2. Заключение по результатам общественной антинацистской экспертизы иных объектов должно содержать указание на признаки реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников либо на отсутствие данных признаков. При наличии признаков реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников заключение может содержать оценку духовно-нравственных и (или) иных последствий использования указанных объектов антинацистской экспертизы, а также предложения по устранению негативных последствий их использования.

3. Заключение общественной антинацистской экспертизы направляется на рассмотрение в уполномоченный государственный орган, а также в орган государственной власти или орган местного самоуправления, в отношении деятельности которого осуществляется общественная антинацистская экспертиза или в компетенцию которого входит осуществление контроля (надзора) за деятельностью лица, в отношении деятельности которого осуществляется общественная антинацистская экспертиза.

4. Органы, указанные в части 3 настоящей статьи, рассматривают направленное им заключение общественной антинацистской экспертизы, учитывают содержащиеся в нем предложения, рекомендации и выводы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и направляют в тридцатидневный срок обоснованные ответы субъектам общественной антинацистской экспертизы.

5. Экспертное заключение, отвечающее требованиям настоящего Федерального закона, подлежит обязательному размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте уполномоченного государственного органа, а также на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления, рассматривавшего данное заключение.

Статья 13. Ответственность физических и юридических лиц за реабилитацию нацизма, героизацию нацистских преступников и их пособников

За реабилитацию нацизма, героизацию нацистских преступников и их пособников граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 14. Международное сотрудничество в сфере противодействия реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников

1. Органы государственной власти в соответствии с международными договорами сотрудничают в сфере противодействия реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников с органами власти других государств, а также с международными и иностранными организациями.

2. Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий сотрудничают в сфере противодействия реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников с органами власти других государств, а также с международными и иностранными организациями.

Президент

Российской Федерации